Разработка и экспертиза

Разработка, проведение экспертизы и утверждение документации инвестиционных проектов в Республике Узбекистан

Разработка, проведение экспертизы и утверждение документации инвестиционных проектов осуществляется:

Вариант I.

Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан № ПП-3550 от 20.02.2018г. «О мерах по совершенствованию порядка проведения экспертизы предпроектной, проектной, тендерной документации и контрактов»,

Постановлением утверждено «Положение о порядке разработки, проведения комплексной экспертизы и утверждения предпроектной и проектной документации инвестиционных и инфраструктурных проектов».

Положением Регламентируется порядок разработки, экспертизы и утверждения документации инвестиционных проектов:

Действие Положения распространяется на документацию, разрабатываемую по проектам:

а) финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы, Фонда финансирования государственных программ развития Республики Узбекистан при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан:

по инфраструктурным проектам с применением типовых и повторно применяемых проектов (строительство объектов социальной сферы и жилищного фонда) — в части экспертизы типового проекта. При этом экспертиза дальнейшей привязки типового проекта осуществляется в ГУП «Экспертиза градостроительной документации» при Министерстве строительства Республики Узбекистан;

по индивидуальным и остальным инвестиционным и инфраструктурным проектам — со стоимостью 10 миллиардов сумов и более. При этом проекты со стоимостью менее 10 миллиардов сумов подлежат экспертизе в ГУП «Экспертиза градостроительной документации» при Министерстве строительства Республики Узбекистан;

б) реализуемым на основании отдельных решений Президента Республики Узбекистан, предусматривающих предоставление льгот по налогам и другим обязательным платежам (за исключением проектов, указанных в подпунктах «а», «б» и «в» пункта 3 настоящего Положения);

в) реализуемым органами хозяйственного управления, хозяйствующими субъектами с долей государства в уставном фонде (капитале) 50 процентов и более и хозяйствующими субъектами, в уставном фонде (капитале) которых 50 процентов и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 процентов и более — по проектам со стоимостью в эквиваленте более 5 миллионов долларов США (за исключением проектов, финансирование которых осуществляется согласно подпункту «а» настоящего пункта);

г) предусматривающим добычу и/или переработку стратегических полезных ископаемых, независимо от источников финансирования (за исключением проектов, указанных в подпунктах «б» и «в» пункта 3 настоящего Положения).

Действие настоящего Положения не распространяется на документацию по проектам:

а) реализуемым с участием международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций;

б) для которых решениями Президента Республики Узбекистан установлен отдельный порядок разработки, проведения экспертизы и утверждения;

в) реализуемым в соответствии с соглашениями о разделе продукции;

г) осуществляемым субъектами частного предпринимательства независимо от источников финансирования, в том числе включенных в Государственные программы развития Республики Узбекистан (при условии, если это не противоречит подпункту «г» пункта 2 настоящего Положения).

Действие настоящего Положения также не распространяется на проекты, не менее 70 процентов стоимости которых финансируется за счет прямых иностранных инвестиций, независимо от источников финансирования оставшейся части (за исключением проектов, указанных в подпункте «г» пункта 2 настоящего Положения).

 

В Положении используются следующие основные понятия:

инициатор (заказчик) — государственные органы, бюджетные организации, юридические или физические лица, инициирующие реализацию проекта;

инвестиционный проект — проект, направленный на осуществление или привлечение инвестиций для получения экономических, социальных и других выгод;

инфраструктурный проект — проект, направленный на строительство, модернизацию, реконструкцию и расширение социальных, дорожно-транспортных, водохозяйственных и инженерно-коммуникационных объектов с низкой рентабельностью либо ее отсутствием;

техническое задание на разработку предпроектной документации (далее — техническое задание) — документ, устанавливающий основные направления разрабатываемой предпроектной документации проекта, его технические характеристики, показатели качества и технико-экономические требования, предписание по выполнению необходимых стадий разработки документации и ее состав, а также другие специальные требования;

разработчик — исполнитель по разработке предпроектной или проектной документации, привлеченный инициатором (заказчиком) в соответствии с законодательством либо на основании договора, имеющий лицензию на проектирование объектов в соответствующей сфере, если получение лицензии для осуществления данного вида деятельности предусмотрено законодательством;

технико-экономическое обоснование или технико-экономический расчет (далее — ТЭО/ТЭР) — предпроектная документация, обосновывающая выбор наиболее эффективного технико-технологического и организационного решения реализации проекта на основе рассмотрения вариантов, определяющий предельную стоимость проекта в целом и объем потребности в финансировании с учетом проработанных предварительных условий финансирования проектов;

рабочий проект (далее — РП) — проектный документ, состоящий из утверждаемой части с основными технико-экономическими показателями с предельной стоимостью и рабочей документацией, а также технический проект, совмещенный с рабочими чертежами;

рабочая документация — проектный документ, состоящий из комплекта рабочих чертежей на отдельные здания и сооружения и виды работ. При составлении рабочей документации по сложным объектам осуществляются дополнительные проработки, уточняющие материалы проекта, рабочие чертежи к которым разрабатываются в целом на здание и сооружение. В рабочей документации должны быть приведены расчеты изменения затрат труда и расхода основных строительных материалов, составлены спецификации, а на соответствующие виды оборудования и изделий — габаритные схемы, паспорта строительных рабочих чертежей на здание и сооружение. Как правило, рабочая документация разрабатывается на основании ТЭО/ТЭР проекта, утвержденного в установленном порядке;

отраслевой научно-технический совет (далее — ОНТС) — коллегиальный орган, создаваемый решением инициатора (заказчика) проекта для определения основных технико-технологических решений проекта на предмет соответствия его перспективы развития отрасли, с учетом тенденций развития мировых рынков, внедрения передовых технологий и углубленной переработки отечественного сырья;

стратегические полезные ископаемые— драгоценные, цветные, редкие и редкоземельные металлы, углеводороды, уголь, уран.

Разработка документации

Разработка технического задания осуществляется инициатором (заказчиком) совместно с соответствующим министерством (ведомством).

Состав технического задания на разработку ТЭО/ТЭР устанавливается в соответствии с приложением № 2 к настоящему Положению.

Разработка предпроектной и проектной документации проектов осуществляется в следующих вариантах:

а) разработка ТЭО/ТЭР проекта с последующей разработкой рабочей документации проекта;

б) разработка рабочего проекта.

Разработка ТЭО/ТЭР проекта осуществляется разработчиком на основании утвержденного технического задания, прошедшего экспертизу в Центре, с учетом проработки предварительных источников и условий финансирования реализации проекта.

В зависимости от условий реализации проекта, предпроектная и проектная документация проекта разрабатывается в одном из следующих вариантов (приложение № 3 к настоящему Положению):

а) разработка ТЭО с проведением экспертизы Центром — при реализации инвестиционных проектов;

б) разработка ТЭР с проведением экспертизы Центром — при реализации инфраструктурных проектов;

в) разработка рабочего проекта с проведением экспертизы организациями, имеющими лицензию на осуществление данного вида деятельности — по объектам социальной сферы, дорожно-транспортной, водохозяйственной, инженерно-коммуникационной и другой инфраструктуры, строящимся с применением типовых и повторно применяемых проектов, предусмотренным генеральными планами населенных пунктов, независимо от источников финансирования.

Проведение экспертизы

Постановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-3550 от 20.02.2018г. «О мерах по совершенствованию порядка проведения экспертизы предпроектной, проектной, тендерной документации и контрактов»:

Определено, что ГУП «Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов при Министерстве экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан» (далее — Центр), наряду с полномочиями, предоставленными законодательством, осуществляет:

а) комплексную экспертизу технических заданий на разработку предпроектной документации, а также предпроектной документации по инвестиционным и инфраструктурным проектам в соответствии с законодательством;

б) комплексную экспертизу технических заданий на государственную закупку товаров (работ, услуг) на сумму свыше пяти тысяч базовых расчетных величин;

в) экспертизу и регистрацию импортных контрактов на сумму свыше сорока тысяч базовых расчетных величин и дополнительных соглашений к ним, заключаемых стратегическими закупщиками на основе отбора наилучших предложений и прямых переговоров в порядке, установленном законодательством.

Установлено, что за проведение:

комплексной экспертизы тендерной документации, контрактов, импортных контрактов и дополнительных соглашений к ним (в случае увеличения стоимости контрактов и импортных контрактов), взимается плата в размере 0,1 процента от их общей суммы (по тендерной документации — от суммы каждого лота, по дополнительным соглашениям — от суммы дополнительного соглашения) без учета налога на добавленную стоимость, но не более 100-кратной базовой расчетной величины;

комплексной экспертизы технико-экономических обоснований проектов взимается плата в размере 0,03 процента от общей стоимости проекта без учета налога на добавленную стоимость, но не менее в эквиваленте 4 тысяч долларов США и не более 50 тысяч долларов США;

Экспертиза осуществляется при условии 100-процентной предоплаты.

За проведение экспертизы следующих документов плата не взимается:

техническое задание на разработку предпроектной документации, а также на государственную закупку товаров (работ, услуг);

контракты и импортные контракты, заключаемые на основании решений Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан, в которых определены поставщики и/или стоимость закупаемых товаров (работ, услуг);

импортные контракты, заключаемые по итогам проведения тендеров, тендерная документация по которым прошла экспертизу в Центре.

предпроектная документация по инфраструктурным проектам;

тендерная документация и импортные контракты по государственным закупкам товаров (работ, услуг), осуществляемым за счет средств Государственного бюджета, государственных целевых фондов, Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан, кредитов (займов), привлекаемых под гарантию Правительства Республики Узбекистан.

Для проведения комплексной экспертизы документации инициаторы (заказчики) представляют в Центр единым пакетом следующие документы:

а) по техническому заданию:

письменная заявка на проведение комплексной экспертизы, содержащая наименование инициатора (заказчика) и проекта;

проект технического задания;

протокол решения ОНТС;

б) по ТЭО/ТЭР проекта:

письменная заявка на проведение комплексной экспертизы, содержащая наименование инициатора (заказчика) и проекта, стоимость и источники финансирования проекта, перечень представляемых для проведения комплексной экспертизы документов;

ТЭО/ТЭР проекта с приложением к нему исходных материалов и документации в соответствии с приложением № 4 к настоящему Положению.

Центром осуществляется экспертиза:

а) технического задания на предмет:

соответствия требованиям приложения № 2 к настоящему Положению;

максимальной ясности и обоснованности поставленных перед разработчиком целей и задач по разработке предпроектной документации;

б) ТЭО/ТЭР проекта на предмет:

соответствия требованиям приложения № 4 к настоящему Положению и утвержденного технического задания;

социальной значимости и целесообразности реализации проекта с учетом утвержденных концепций развития (при наличии концепций развития);

существующего и планируемого спроса на предполагаемую проектом продукцию или услуги;

обоснованности технико-технологических решений и предельных параметров цен на предусмотренное в проекте оборудование;

финансово-экономической эффективности и окупаемости проекта;

соответствия требованиям Градостроительного кодекса Республики Узбекистан, нормативных документов и принимаемой стоимости строительства уровню сложившейся конъюнктуры рынка.

Не проводится экспертиза ценообразования ТЭО/ТЭР проектов, по которым имеются положительные заключения Центра по итогам экспертизы контрактов и импортных контрактов.

Для проведения экспертизы документации между Центром и инициатором (заказчиком) заключается договор на оказание услуг, стоимость которых определяется в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 20 февраля 2018 года № ПП-3550 «О мерах по совершенствованию порядка проведения экспертизы предпроектной, проектной, тендерной документации и контрактов».

Экспертиза документации осуществляется в срок:

для технического задания — не более пятнадцати рабочих дней;

для ТЭО/ТЭР проекта — не более тридцати рабочих дней.

Началом исчисления срока проведения экспертизы является:

для технического задания и ТЭР проекта — дата регистрации заявки канцелярией Центра;

для ТЭО проекта — дата подтверждения оплаты стоимости услуг.

Центр, при несоблюдении инициатором (заказчиком) требований настоящего Положения, включая некомплектность представленной документации, в срок не более трех рабочих дней со дня представления документации, в письменной форме уведомляет инициатора (заказчика) о несоответствиях. В этом случае, сроком начала экспертизы документации считается дата представления доработанной и доукомплектованной инициатором (заказчиком) документации.

Центр при проведении экспертизы документации имеет право:

привлекать, при необходимости, на договорной основе специалистов государственных и негосударственных организаций, в том числе проектных институтов, инжиниринговых и консалтинговых компаний, научно-образовательных учреждений, а также международных организаций, иностранных и национальных компаний;

запрашивать у министерств и ведомств, в части их деятельности, соответствующие сведения и материалы, необходимые для проведения экспертных работ;

запрашивать у инициатора (заказчика) дополнительную информацию, необходимую для экспертизы внесенной документации.

Центр не вправе передавать на условиях субподряда работы и услуги по проведению комплексной экспертизы технических заданий, предпроектной документации.

Ответственность за качество представляемой на экспертизу документации возлагается на инициатора (заказчика), разработчика и ОНТС.

По итогам проведения экспертизы инициатору (заказчику) выдается заключение по форме согласно приложению № 5 к настоящему Положению.

В случае наличия замечаний, инициатор (заказчик) устраняет их и вносит в Центр доработанную документацию для повторной экспертизы с приложением, при необходимости, соответствующих документов.

За экспертизу доработанной документации оплата не взимается.

При устранении инициатором (заказчиком) замечаний, повторная экспертиза документации осуществляется в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней.

При проведении экспертизы доработанной документации не допускается представление инициатору (заказчику) замечаний по новым основаниям, не указанным в ранее выданном заключении, за исключением замечаний, связанных с дополнительно представленными материалами, в рамках устранения ранее выданных замечаний.

Инициатор (заказчик) на основании положительного заключения Центра:

а) по техническому заданию — утверждает данное техническое задание;

б) по ТЭО/ТЭР проекта — подготавливает и вносит в установленном порядке проект решения по утверждению параметров ТЭО/ТЭР проекта по форме согласно приложению № 6 к настоящему Положению.

В случае не утверждения ТЭО/ТЭР проекта в течение одного года после получения положительного заключения Центра, предпроектная документация подлежит повторной экспертизе в порядке, установленном настоящим Положением.

Порядок внесения изменений (корректировок) в утвержденные ТЭО/ТЭР проектов

Основаниями для внесения изменений (корректировок) в утвержденные ТЭО/ТЭР проекта являются:

необходимость привлечения дополнительного финансирования (займов/кредитов);

изменение стоимости, источников и условий финансирования проекта, если такое изменение приводит к ухудшению финансовой эффективности проекта;

изменение технико-технологических решений проекта, влияющих на основные технико-экономические параметры ТЭО/ТЭР проекта (за исключением случаев снижения стоимостных показателей);

иные изменения, для которых разработка скорректированного ТЭО/ТЭР проекта предусмотрена в соответствии с отдельными решениями Президента Республики Узбекистан или Правительства Республики Узбекистан.

Внесение изменений (корректировок) ТЭО/ТЭР проектов по итогам завершения реализации проекта не допускается.

Внесение изменений (корректировок) в утвержденное ТЭО/ТЭР проекта осуществляется инициатором (заказчиком) путем разработки в установленном порядке скорректированного ТЭО/ТЭР проекта.

За экспертизу скорректированного ТЭО/ТЭР проекта оплата не взимается в случае, если по ранее утвержденному ТЭО/ТЭР проекта было выдано заключение Центра.

Проведение экспертизы и утверждение скорректированного ТЭО/ТЭР проекта производится в порядке, установленном настоящим Положением.

В случае внесения изменений в ТЭО/ТЭР проекта, осуществленные в соответствии с отдельными решениями Президента Республики Узбекистан или Кабинета Министров в части уменьшения стоимости проекта (при сохранении основных технико-технологических параметров проекта), внесение изменений (корректировок) в ТЭО/ТЭР проекта не требуется.

Вариант II.

Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан № ПП-3857 от 16.07.2018 г. «О мерах по повышению эффективности подготовки и реализации проектов с участием международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций».

Постановлением утверждено «Положение о порядке подготовки и реализации проектов с участием международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций».

Положение регламентирует порядок подготовки и реализации проектов, осуществляемых полностью или частично за счет займов (кредитов) международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций (далее — МФИ/ИПФО), привлекаемых под Государственную гарантию Республики Узбекистан или от имени Республики Узбекистан (Правительства Республики Узбекистан).

Действие Положения не распространяется на проекты с участием МФИ/ИПФО, для которых отдельными решениями Президента Республики Узбекистан установлен иной порядок их подготовки и реализации.

В Положении используются следующие основные определения:

авансовые заемные средства — средства займов (кредитов), предоставляемых МФИ/ИПФО для финансирования подготовки проекта или на мероприятия по проекту, осуществляемые до подписания финансового соглашения по проекту и включаемые в дальнейшем в сумму одобренного займа (кредита), привлекаемого для реализации проекта;

группа реализации (координации) проекта (ГРП) — подразделение (организация), создаваемое инициатором проекта для поддержки реализации проекта в порядке, установленном законодательством;

документ предварительной оценки — предпроектный документ, определяющий основные параметры планируемого к реализации проекта, подготовленный в соответствии с методологией МФИ/ИПФО и являющийся базой для подготовки МФИ/ИПФО оценочного документа;

заемные переговоры — переговоры между уполномоченными представителями Республики Узбекистан и МФИ/ИПФО, в ходе которых обсуждаются и согласовываются проект финансового соглашения, условия предоставления МФИ/ИПФО займа (кредита) и содержание проекта;

заемные (кредитные) средства или финансирование — займы (кредиты) и денежные средства МФИ/ИПФО, выдаваемые инициатору проекта на основании финансового соглашения на определенные цели и на определенный срок;

закупочные процедуры — совокупность действий, связанных с закупкой товаров (работ и услуг), в том числе на условиях «под ключ», в рамках проектов с участием МФИ/ИПФО. Закупочные процедуры включают в себя период от даты согласования плана закупок до регистрации заключенных контрактов;

инициатор проекта (заказчик) — государственные органы, бюджетные организации и иные юридические лица, инициирующие реализацию проекта с участием МФИ/ИПФО;

иностранные правительственные финансовые организации (ИПФО) — иностранные правительственные финансовые организации, осуществляющие финансирование или софинансирование проектов в Республике Узбекистан, включая государственные банки и фонды развития, Эксимбанки, займы (кредиты) которых привлекаются Республикой Узбекистан (Правительством Республики Узбекистан) или под Государственную гарантию Республики Узбекистан;

исполнительное агентство — организация (организации), ответственная за реализацию проекта;

международные финансовые институты (МФИ) — финансовые и экономические организации, учрежденные на основе межгосударственных соглашений, членом которых является Республика Узбекистан;

мониторинг реализации проекта — систематический сбор, обработка и анализ информации о ходе реализации проекта, используемой для улучшения процесса принятия решения и обеспечения эффективного управления проектом;

отраслевой научно-технический совет (ОНТС) — коллегиальный орган, осуществляющий рассмотрение целесообразности и возможности реализации проектов, который создается при отраслевых министерствах и ведомствах. В случае отсутствия ОНТС, его функции выполняет создаваемый инициатором проекта коллегиальный орган в соответствии с настоящим Положением;

план закупок — документ, включающий в себя перечень планируемых закупок с отражением методов, принципов и основных параметров закупок по проекту, согласованный с МФИ/ИПФО и являющийся частью ТЭО проекта и предпроектной документации, который, при необходимости, может обновляться или изменяться в порядке, установленном настоящим Положением;

подписант — министерство, ведомство или организация, руководитель или заместитель руководителя которых уполномочен подписывать финансовое соглашение с МФИ/ИПФО;

предпроектная документация — документация, обосновывающая возможность и целесообразность реализации проекта при предлагаемых параметрах и включающая оценочный документ, план закупок, ТЭО проекта и закупочную документацию;

проектная документация — документация, содержащая архитектурно-градостроительные и технические решения и сметную стоимость строительства, разработка которой осуществляется на основе утвержденного ТЭО проекта;

проектный офис — функция Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям (далее — Госкоминвестиций), обеспечивающая координацию и контроль деятельности ГРП и исполнительных агентств в сфере реализации проектов с участием МФИ/ИПФО;

проектное соглашение — соглашение между инициатором проекта или исполнительным агентством по проекту и МФИ/ИПФО;

руководства по закупкам МФИ/ИПФО — документы, утвержденные МФИ/ИПФО, которые предусматривают требования МФИ/ИПФО к организации и проведению закупок товаров (работ и услуг) по проекту;

соглашение о перекредитовании — соглашение о перекредитовании, агентское соглашение, соглашение о делегировании прав и требований, субсидиарное соглашение, субкредитное или субзаемное соглашение или иное соглашение, заключение которого требуется в рамках проекта для целей использования, учета и возврата привлеченных заемных (кредитных) средств;

стратегия (программа) сотрудничества Республики Узбекистан с МФИ/ИПФО (стратегия (программа) сотрудничества с МФИ/ИПФО) — документ, определяющий основные направления сотрудничества Республики Узбекистан с МФИ/ИПФО на определенный период, включающий перечни проектов, предлагаемых к финансированию за счет средств МФИ/ИПФО;

техническое содействие — целевые средства, предоставляемые МФИ/ИПФО в виде грантов в натуральном и/или денежном выражении, на проведение опытно-конструкторских работ, научных или других исследований, обучение, повышение квалификации и переподготовку персонала, оказание консультационных услуг, для приобретения оборудования и технологий и иные цели в соответствии с законодательством;

технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО проекта) — предпроектный документ, устанавливающий прогнозные параметры проекта с участием МФИ/ИПФО, подготовленный в том числе с учетом методологии МФИ/ИПФО;

финансовое соглашение — заемное соглашение, соглашение о финансировании, соглашение Истисна`а или другие финансовые соглашения, подписываемые Республикой Узбекистан или Правительством Республики Узбекистан с МФИ/ИПФО, предусматривающие предоставление финансирования для реализации проектов, а также финансовые соглашения, подписываемые инициаторами проектов под Государственную гарантию Республики Узбекистан.

Порядок подготовки и рассмотрения предпроектной документации

Финансирование мероприятий по подготовке проекта может осуществляться за счет средств технического содействия (грантовых средств) МФИ/ИПФО, авансовых заемных средств, заемных (кредитных) средств, собственных средств инициатора проекта, а также средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, предусматриваемых на данные цели для инициатора проекта, либо других источников, не запрещенных законодательством Республики Узбекистан.

Если МФИ/ИПФО выделяет средства технического содействия на подготовку проекта, инициатор проекта подписывает соглашение о предоставлении технического содействия или иной аналогичный документ, предусмотренный правилами и процедурами МФИ/ИПФО.

Если по требованию МФИ/ИПФО для проработки привлечения заемных (кредитных) средств требуется направление предварительного расчета по проекту, инициатор проекта направляет в Госкоминвестиций устав проекта на английском языке с приложением необходимых расчетов для дальнейшего препровождения в МФИ/ИПФО.

Инициатор проекта несет ответственность за качественную подготовку проекта с участием МФИ/ИПФО и совместно с МФИ/ИПФО проводит оценку проекта, привлекая при необходимости, специалистов заинтересованных министерств и ведомств, проектных и исследовательских институтов.

По запросу МФИ/ИПФО инициатор проекта обеспечивает предоставление данных в МФИ/ИПФО в соответствии с правилами и процедурами МФИ/ИПФО. Если запрашиваемые данные носят конфиденциальный характер, инициатор проекта подписывает с МФИ/ИПФО соглашение о конфиденциальности, а также осуществляет необходимые внутренние процедуры.

По результатам проведения оценки проекта МФИ/ИПФО совместно с инициатором проекта готовится документ предварительной оценки проекта, который подлежит одобрению ОНТС инициатора проекта.

Документ предварительной оценки проекта готовится в соответствии с методологией МФИ/ИПФО (при наличии у МФИ/ИПФО такой методологии) и включает в себя:

краткое описание проекта с указанием его задач и целей;

расчетную стоимость проекта с разбивкой по компонентам проекта и категориям расходов проекта.

Расчетная стоимость проекта формируется исходя из расчетной стоимости строительства, затрат на приобретение товаров (работ и услуг), а также прочих затрат, связанных с подготовкой и реализацией проекта, включая создание резерва на покрытие физических и/или ценовых расходов.

Резерв на покрытие физических и/или ценовых расходов предусматривается для покрытия расходов, связанных с возможным изменением объемов строительных работ или количества приобретаемых товаров или фактической стоимости товаров (работ и услуг) и формируется в соответствии с методологией, применяемой МФИ/ИПФО для данных целей.

Руководитель ОНТС несет персональную ответственность за правильность проведенной оценки проекта и его технико-технологических параметров.

При необходимости, по мере изучения и одобрения документа предварительной оценки проекта, инициатор проекта совместно с Госкоминвестиций подписывает с МФИ/ИПФО меморандум или иной документ, предусмотренный правилами и процедурами МФИ/ИПФО.

На основании документа предварительной оценки проекта, инициатор проекта совместно с МФИ/ИПФО разрабатывает ТЭО проекта в соответствии с правилами и процедурами МФИ/ИПФО, а также с учетом принятой МФИ/ИПФО методологией.

ТЭО проекта разрабатывается на основании документа предварительной оценки проекта и результатов оценки проекта МФИ/ИПФО в соответствии со структурой, приведенной в приложении № 2 к настоящему Положению или на основании паспорта проекта, согласованного с МФИ/ИПФО, если по требованию МФИ/ИПФО для привлечения заемных (кредитных) средств требуется направление предварительного расчета по проекту.

ТЭО проекта подлежит рассмотрению и одобрению ОНТС инициатора проекта.

Параллельно с разработкой ТЭО проекта, инициатор проекта может осуществлять разработку проектно-сметной документации, финансирование которой осуществляется за счет грантовых средств, авансовых заемных средств, собственных средств инициатора проекта, средств Государственного бюджета, предусматриваемых на данные цели для инициатора проекта или других источников, не запрещенных законодательством.

Экспертиза ТЭО проекта осуществляется в двухнедельный срок с момента его представления параллельно Госкоминвестиций и Министерством финансов Республики Узбекистан в пределах их компетенции.

Экспертиза ТЭО проекта и подготовка заключений осуществляется в двухнедельный срок (с момента регистрации входящего документа канцелярией):

а) Госкоминвестиций — в части оценки общей экономической целесообразности реализации проекта, его соответствия приоритетам инвестиционной политики, утвержденной стратегии (программе) сотрудничества с МФИ/ИПФО и оценочному документу МФИ/ИПФО;

б) Министерством финансов — в части определения источников средств на погашение привлекаемых займов (кредитов), а также целесообразности и объемов предполагаемых бюджетных ассигнований, предоставление дополнительных налоговых и таможенных льгот.

Определение параметров цен на товары (работы и услуги) в рамках проектов с участием МФИ/ИПФО в ТЭО проекта осуществляется на основании предварительных расчетов в соответствии с методологией, применяемой МФИ/ИПФО для данных целей.

Инициатор проекта самостоятельно или по требованию проектного офиса вправе привлекать консалтинговые компании, приемлемые для МФИ/ИПФО, для проведения экспертизы документа предварительной оценки, ТЭО проекта и предварительных расчетов, в том числе ценовых параметров на товары (работы и услуги) в рамках проектов с участием МФИ/ИПФО.

После получения положительных заключений уполномоченных органов экспертизы и одобрения финансирования проекта со стороны МФИ/ИПФО, инициатор проекта в двухдневный срок вносит для утверждения в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения о реализации проекта, предусматривающий утверждение:

основных технико-экономических параметров проекта по форме согласно приложению № 3 к настоящему Положению;

прогнозных графиков погашения займов (кредитов) МФИ/ИПФО;

матрицы мониторинга результатов проекта;

полномочий на подписание финансового соглашения.

Проект правительственного решения вносится с приложением ТЭО проекта и заключений уполномоченных органов экспертизы в трех экземплярах.

По проектам, реализация которых предусматривает предоставление дополнительных налоговых и таможенных льгот или других преференций, выделение бюджетных ассигнований, привлечение средств Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан, инициатор проекта подготавливает и вносит в установленном порядке проект решения Президента Республики Узбекистан.

Если в ТЭО проекта предусматривается покрытие дефицита средств на погашение привлекаемых займов (кредитов) за счет бюджетных ассигнований, один экземпляр утвержденного ТЭО проекта передается в Министерство финансов Республики Узбекистан.

На каждой странице утвержденного ТЭО проекта ставится обязательная отметка штемпелем с реквизитами акта, которым ТЭО утверждено.

Разработка ТЭО проектов, в рамках которых более 80 процентов заемных (кредитных) средств направляется на предоставление кредитных линий, рефинансируемых через коммерческие банки или другие финансовые организации, а также для проектов институционального развития (бюджетная поддержка и др.), не требуется.

Разработка предпроектной документации (в том числе бизнес-планов и др.) по субпроектам, выбор бенефициаров по которым осуществляется коммерческими банками и другими финансовыми организациями, осуществляется в соответствии с требованиями соответствующего коммерческого банка или финансовой организации.

Внесение изменений и дополнений (корректировок) в утвержденные ТЭО проектов осуществляется если возникла необходимость:

привлечения дополнительного финансирования (займов или кредитов) и других финансовых средств (за исключением привлечения займов (кредитов) для представления кредитных линий через коммерческие банки);

изменения параметров поддержки Государственного бюджета Республики Узбекистан в обслуживании привлеченных займов (кредитов) и других финансовых средств для реализации проекта;

изменения источников финансирования проекта;

изменения основных параметров либо ключевых технико-технологических решений проекта;

увеличения стоимости проекта более чем на 20 процентов по сравнению с утвержденными параметрами проекта;

внесения иных изменений, для которых разработка скорректированного ТЭО проекта предусмотрена в соответствии с отдельными решениями Президента Республики Узбекистан или Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Не допускается внесение изменений (корректировок) в ТЭО проектов:

по итогам реализации проектов;

с целью изменения наименования проекта;

при уменьшении стоимости проекта;

если увеличение стоимости проекта более чем на 20 процентов произошло в связи с увеличением суммы финансовых издержек по проекту ввиду продления срока его реализации или изменения условий предоставления заемных (кредитных) средств;

в случае изменения стоимости компонентов проекта или категорий расходов, источников и доли финансирования компонентов проекта без изменения общей стоимости проекта, а также в случае перераспределения средств между компонентами проекта или категориями расходов, использования сэкономленных средств по проекту.

Внесение изменений и дополнений (корректировок) в утвержденное ТЭО проекта осуществляется путем разработки скорректированного ТЭО проекта.

Экспертиза скорректированного ТЭО проекта проводится в порядке, предусмотренном настоящим Положением для экспертизы ТЭО проекта.

Проведение экспертизы и утверждение скорректированного ТЭО

проекта производится в порядке, установленном настоящим Положением.

Ответственность за стоимостные параметры и технико-технологические решения, представленные в документе предварительной оценки проекта и ТЭО проекта, несут инициатор проекта и проектный институт, участвующий в их разработке.